Гиперактивность- это растройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующее чрезмерной активностью, возбудимостью ребёнка.
Сегодня диагноз «гиперактивный ребёнок» или гиперактивный ребёнок
с синдромом внимания» ставится едва ли не каждому пятому ребёнку, с синдромом дефицита внимания , с гиперактивностью страдают от 2-18%
всех детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день это один из наиболее часто встречающихся неврологических диагнозов в нашей стране .
Наверное , в каждой группе детского сада есть дети , которым трудно сидеть на одном месте , молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям: они очень подвижны ,вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Дети ,страдающие синдромом дефицита внимания без гиперактивности,
редко становятся предметом пристального внимания педагогов и не всегда
даже сами родители обращают на это внимание , что их ребёнок слишком рассеян ,что ему трудно долго концентрироваться на одном виде деятельности ,что слишком часто у него возникает плаксивое настроение,
он предаётся самобичеванию и старательно жалеет самого себя.
В последнее время ,по наблюдениям психологов, всё чаще встречаются
случаи гиперактивности без нарушения внимания .
Гиперактивность обуславливается социальной средой и эмоциональной
атмосферой, окружающей ребёнка в семье . Чаще всего она отмечается в двух социальных группах семей, в которых родители склонны к асоциальным поступкам (алкоголизм, наркомания, драки, регулярное избиение и унижение детей и др.), а так же , как это ни удивительно,
в очень обеспеченных семьях , имеющих чаще всего единственного ребёнка,
которого принято считать центром вселенной и который с младенческого возраста получает абсолютно всё, что захочет, и привыкает считать ,что весь мир создан только для него.
Если ребёнку в семье не хватает любви или не достаёт внимания (добрых слов, ласки ) , или к ребёнку предъявляют слишком высокие требования, вырабатывая у него страх перед малейшей ошибкой или провинностью, то постепенно у него формируется комплекс неполноценности.
Родителям необходимо помнить , что никакие подарки , дорогая компьютерная техника , няньки , не способны заменить время ,проведённого ребёнком вместе с папой и мамой , совместного похода в парк или зоосад, цирк или кинотеатр. Кроме того , чтобы ребёнок чувствовал себя психологически комфортно ,чувствовал себя в безопасности, ему необходимо очень чётко , не только на уровне сознания , но скорее на уровне подсознания понимать , что родители рядом и они всегда позаботятся о его безопасности.
Очень важно соблюдать режим дня , ограничение в сладком и времени, которое ребёнок может провести за компьютером без ущерба для своего психологического и физического здоровья , ограничение программ и фильмов соответствующих возрасту ребёнка .
Немаловажным является то , что любой нормальный ребёнок периодически проверяет границы дозволенного, и что для его же собственного психологического комфорта необходимо , чтобы они были незыблемыми и не менялись произвольно в ту или иную сторону.
Родители гиперактивных детей с опасением относятся к детскому саду.
Они уже заранее переживают : вот сейчас выйдет воспитатель и начнёт «распекать » их чадо. Услышав первые замечания педагога , мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться , либо стоят с поникшей головой , будто ругают их самих. На самом деле научиться избегать подобных ситуаций можно. Для этого прежде всего следует убедить родителей в том , что их ребёнок такой , какой он есть .И в этом никто не виноват : ни он сам, ни они .
И никаких оснований для того , чтобы испытывать чувство вины у мамы и папы нет.
Уверенность в том , что окружающие не отвергают их ребёнка , поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь .
Работая с такими детьми ,особенно важно иметь тесный контакт с родителями ,быть тактичными и компетентными в воспитании и развитии их детей. Для этого , я стараюсь давать только позитивную информацию о проведённом дне в детском саду их детьми .Обычно в вечернее время я рассказываю о том , чем дети занимались в течении дня, каких успехов они достигли в той или иной образовательной деятельности, какие добрые поступки совершили. Выделяю ,что у детей появились сдвиги в развитии или поведении. Обьясняю, что только в тесном взаимодействии педагога и родителей мы добьёмся неплохих результатов . С такими родителями, которые не идут на контакт с педагогом ( и папа ,и мама не хотят или не готовы принять информацию о ребёнке ),я использую наглядные средства :
размещаю в «уголке родителей» переносные альбомы-раскладушки, выставляю консультации, памятки.
С заинтересованными в воспитании детей родителями продумываем поручения, которые они могут выполнить дома вместе с ребёнком.
Большую пользу в воспитании таких ребятишек оказывают совместные с родителями мастер-классы, родительские собрания , выставки , совместные праздники и развлечения, анкетирование и др.
Самым лучшим своим воспитательным методом считаю проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком, потому что очень важно научить ребёнка не только слушать ,но и слышать то ,что говорит взрослый , выполнять его просьбы.
В течении рабочего дня я стараюсь побеседовать с каждым воспитанником в группе , выявить психологический настрой каждого ребёнка , особенно это касается гиперактивных детей. Ведь зачастую они приходят из дома уже с плохим настроением и нам педагогам приходится создавать добрую, спокойную, позитивную атмосферу в группе.
В своей работе с гиперактивными детьми я взяла для себя за правило:
1.Учить детей формулировать свои просьбы простым, понятным языком, произносить их спокойным , ровным тоном, достаточно громко, но не кричать.
2.В течении дня ребёнок не должен перевозбуждаться и переутомляться, так как он теряет возможность контролировать свои действия и эмоции, поэтому добиваюсь утомления физического ,то есть расходуем энергию на «мирные цели»: проведение утренней гимнастики, утренние и вечерние прогулки , подвижные и спортивные игры в группе и на улице и др.
3.Во время НОД стараюсь давать новый материал конкретно, чётко, ясно, спокойно, в игровой форме.
4.Стараюсь как можно чаще хвалить детей, даже за самые маленькие «добрые поступки».
5.Терпеливо отношусь к их поведению , стараюсь справедливо оценивать их поступки и предотвращать конфликтные ситуации.
6.В группе стараюсь относиться к гипер.детям одинаково , как к обычным детям , ничем не выделяя и не унижая .
7.Гиперактивных детей во время НОД сажаю рядом с собой.
8.Использую гибкую систему поощрений и наказаний.
9.Предоставляю детям возможность выбора.
Используемая литература: «Гиперактивный ребёнок»
Автор- Г . Ломакина. г .Москва 2009 год
Из опыта работы воспитателя Шаутиновой К.С. |