ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки с/п детский сад «Светлячок»
Статья на тему
«Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
Подготовила :
воспитатель I категории
Шаутинова К. С.
Август, 2019 год.
« Игра для детей,- способ познания окружающего.
Играя, ребёнок изучает цвет, форму, пространственные отношения….»
Н. К. Крупская.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются: память, воображение,
дисциплинированность; коммуникативные , физические качества и др.
Играя, дети становятся общительнее, послушнее, дружелюбнее.
Во время игры ребёнок формируется как личность, у него развиваются психические качества, от которых впоследствии будет зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношение к окружающим. Игра влияет не только на развитие личности, но и формирует и развивает речь и произвольность внимания.
Она является ведущей деятельностью в жизни дошкольников, поскольку никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на всестороннее развитие ребёнка.
Таким образом, игра, при правильном её формировании, решает задачи : умственного, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка. Игра даёт хорошие результаты, когда дети знакомятся с более широким кругом познавательных процессов: беседами, наблюдением, чтением художественной литературы, участием в трудовой деятельности др. Пополняя опыт увиденного и услышанного, а так же сделанного своими руками, дети учатся применять свои знания и умения в игровой деятельности, у них появляется интерес к труду взрослых, к героическим подвигам людей.
Игры бывают сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные и др. Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые и театрализованные игры. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят то, что видят в семье и в окружающей действительности. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок часто копирует действительность, комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств
для её воспроизведения. В игре дети проявляют себя как драматурги, декораторы, актёры. В отличие от взрослых, они не вынашивают свой замысел, не готовятся к выполнению роли, как актёры, а играют для себя, выражая свои мечты, чувства, мысли, которые испытывают в настоящее время. Самыми любимыми сюжетно-ролевыми играми наших воспитанников
являются, такие игры: «Библиотека», «Космонавты», «Семья», «Военные», «Парикмахерская», «Почта», «Пожарные», «Полиция», «Магазин» и др.
В сюжетно-ролевых играх у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям, быть честными, добрыми, мужественными. С помощью бесед, чтения художественной литературы, своим личным примером, педагог может организовать дружный коллектив, воспитать у детей добрые, уважительные чувства, которые в жизни сыграют положительную роль.
Так же, большой интерес испытывают дети в театрализованной игровой деятельности. Маленькие артисты учатся подражать животным, героям сказок, говорить их голосами, изображать их движения и повадки. Эти игры развивают речь детей, учат их добру, вызывают положительные эмоции.
Дети с удовольствием играют добрых, положительных героев, отрицательные роли играют без должного интереса или совсем отказываются от них.
В нашем детском саду есть уголок театрализованной деятельности, где дети могут выбрать костюмы и шапочки и самостоятельно обыграть сказку, а так же есть кукольный, настольный, перчаточный, теневой театры, театр ростовых кукол, которые дети так же могут использовать для самостоятельной театрализованной деятельности.
Приятно осознавать, что наши дети, за годы посещения в детском саду научились самостоятельно драматизировать сказки или знакомые произведения, распределять роли без помощи воспитателя. Нашим воспитанникам нравиться ставить такие сказки, как «Три медведя», «Три поросёнка», «Теремок», «Колобок», «Семеро козлят» и др.
Большую помощь в подготовке к сказкам, сюжетно-ролевым играм оказывают родители воспитанников: они приобретают недорогие игровые пособия , изготавливают костюмы, шьют кукол, вместе со своими детьми, что вызывает у наших воспитанников гордость и радость.
Кроме сюжетно-ролевых и театрализованных игр, учим детей играть в игры с правилами, - это дидактические и подвижные игры. Они дают возможность
повторять ненавязчиво правила игр, упражнений для развития мышления, речи, произвольного внимания, памяти, физических качеств.
Каждая игра с правилами имеет определённую задачу, которая направлена
на решение задуманных воспитательных задач. Дидактические игры привлекают детей своим содержанием: отгадать, найти, назвать.
Воспитанники стараются выполнить правила игры, ведь только тогда можно добиться положительного результата. В ходе дидактических игр дошкольники учатся быть организованными, внимательными, аккуратными,
а самое главное , бережливыми, потому что «лечить больные коробочки» с играми приходилось играющим.
Большое внимание уделяется подвижным играм. Дети в основном оказывают предпочтение играм ,как подвижным, так и малоподвижным. Играют в них и в группе ,и на прогулке, на физкультурных занятиях и на музыкальных. Эти игры способствуют двигательной активности детей, в них развивается речь, память, взаимовыручка, быстрота, песенные навыки (в хороводных и музыкальных играх), внимание, ловкость и др.
Исходя из всего перечисленного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит играм, поэтому каждый ребёнок должен уметь играть в разные игры и мы педагоги должны ему в этом помочь.
Используемая литература:
1.Губанова. Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду.
Для работы с детьми 2-7 лет. М. Мозайка –Синтез.2015 .
2.Скоролупова.О.А.,Логинова Л.В.Играем?...Играем!!!
Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.
М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2006.
3. Из опыта работы педагога Шаутиновой К.С. |