Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
•Развивать умение делать выводы, умозаключения;
•Развивать речь, мышление, любознательность;
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
•Воспитывать экологическую культуру;
•Воспитывать аккуратность при работе.
Материалы:
•Аудиозапись «Звуки природы»
•Кубик, шар, банки разных размеров, два стакана, молоко, ложка, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, подсолнечное масло, мятные капли, воронка, носовой платок, вата.
Методы и приемы:
•Организационный момент
•Художественное слово
•Уточнения, опросы, игровые приемы
•Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
1-ая часть: Вводная
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.
2-ая часть: Опыты.
Опыт №1: Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт №2: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой? (Она льётся).
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.
Вывод: Вода жидкая. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №3: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №4 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей).
Вывод: Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №5: «Вода – растворитель».
На столе блюдце с сахарным песком и стакан с водой.
В стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Вывод: Значит вода растворитель.
Физкультминутка «Дождик».
Дождик капнул на ладошку.
На цветы и на дорожку.
Льётся, льётся ой – ой – ой!
Побежим скорей домой.
Дождь устанет, перестанет.
Из – за тучи солнце глянет.
Станет сухо и опять
Будем в садике гулять.
Опыт №6: «Вода холодная, тёплая, горячая».
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель предлагает детям потрогать поочередно два чайника и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.
А из этого чайника (третьего) полить в стакан и посмотреть - идёт пар. Какая в нем вода? (Горячая).
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду? (Нет).
Воспитатель: А почему? ( Можно обжечься).
Вывод: вода бывает: холодная, теплая, горячая.
Опыт №7: «Вода имеет вес».
Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода ). Вывод: Вода имеет вес.
Опыт №8 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко - нет.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Опыт №9: Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек . Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. А сейчас мы с вами поиграем в игру
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам игру «Мыльные пузыри».
У каждого ребёнка имеется стаканчик с водой и соломинка. В воду добавить мыльное средство и с помощью выдувания в соломинку появляются пузыри.
Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие? Поняли, что воду надо беречь! Она нам очень нужна!
|